Как правильно выбрать опалубку стен.
Большинство зарубежных фирм имеют
в своем арсенале опалубочные системы на все случаи жизни. Как правило их
насчитывается порядка десяти систем. Нужно построить плотину? Пожалуйста,
получите мощную опалубку, выдерживающую нагрузку до 120 Кн. Нужно осуществить
реконструкцию в стесненных условиях? Пожалуйста, получите легкую опалубку
ручной сборки. В нашей же стране пока разработаны опалубочные системы только в
одной редакции и поэтому их пытаются применить для любых объектов, что не
совсем рационально.
При выборе опалубки стен необходимо учитывать следующие моменты:
1. Материал
из которого выполнены каркасы основных панелей.
Наиболее оправдавшим себя материалом каркаса щитов считается сталь. Ее
применяют в своих опалубочных системах все ведущие европейские фирмы.
Стальной каркас панели имеет достаточную жесткость и вполне
ремонтнопригоден даже в построечных условиях. Оборачиваемость стальных каркасов
более 1000 циклов, что подтверждается практикой их эксплуатации. Окрашенный
стальной каркас имеет хорошую адгезию с бетоном и легко чистится. При
соединении панелей между собой клиновыми или другими видами стальных замков не
происходит местных деформаций на боковых ребрах щитов.
Использование в конструкции щитов
таких материалов как дерево оправдано лишь для разовых объектов, в связи
небольшим количеством оборотов такой опалубки.
Применение в каркасах щитов
алюминиевых сплавов имеет ряд существенных недостатков. Недостаточная прочность
алюминия по отношению к металлу вынуждает конструкторов увеличивать толщину
профиля до 14 см,
что ведет к значительному удорожанию опалубки. К алюминиевым каркасам
легко налипает бетон и приходится постоянно заниматься их очисткой. При
соединении алюминиевых каркасов со стальными комплектующими опалубки, такими как гайки, замки, подкосы, траверсы и т. д. происходит химическая
реакция, которая приводит к медленному разрущению алюминия.
Это общеизвестный факт, что комбинация “сталь+алюминий”
долго не живет.
При получении деформаций в процессе эксплуатации на
строительной площадке алюминиевые каркасы сложно восстановить, если вообще
возможно. Многие строительные компания, не учтя всех этих существенных недостатков
алюминиевой опалубки, теперь жалеют
о своем не правильном выборе.
Варианты пластиковой опалубки имеют
весьма узкую область применения. Это небольшие фундаменты, невысокие стены (до 2 м), т.к. несущая способность
такой опалубки очень низкая.
2. Материал
формообразующей поверхности панелей
опалубки.
Основным материалом палубы щита в
настоящее время является многослойная ламинированная
фанера толщиной от 15 до 21
мм. Чем слабее жесткость каркаса, тем толще применяемая
фанера. Достоинством фанеры является возможность ее замены в случае
выхода из строя, гвоздимость для крепления проемообразователей дверей и окон,
низкая теплопроводность, что очень важно в зимних условиях.
Палуба из ламинированной фанеры позволяет
получать поверхность бетона под отделку без дополнительного выравнивания.
Опалубка со стальной палубой имеет ряд недостатков. Если на ней
появляются вмятины в процессе эксплуатации, то они отпечатываются на
поверхности бетона. Стальная палуба не может быть заменена, в отличие от
фанерной. Крепление к стальной палубе проемообразователей усложнено, т.к.
необходимо сверлить отверстия для болтов. В зимних условиях стальная палуба,
имея высокую теплопроводность, передает на бетон температуру окружающей среды,
что отрицательно влияет на его твердение, поэтому ее надо дополнительно
утеплять.
В последнее время ряд ведущих фирм
переходят на пластиковый материал палубы, так называемый “АЛКУС”. Его
прочностные характеристики значительно выше чем у фанеры, однако и достаточно
высокая цена, что не позволяет ему пока быть широко применяемым.
3. Опалубочные системы и область их применения.
При
выборе опалубки необходимо учитывать
ее унификацию и характер монолитных объектов, которые предстоит в ней
возводить. Под унификацией надо понимать необходимое и достаточное количество
системных элементов при помощи которых можно собрать любую геометрию стены, как
в плане так и по высоте.
|